Суфизм

Суфизм это мистическая традиция, цель которой - духовное преображение и совершенство. Сам термин "суфий", происходит от санскритского корня "саф" - чистый.

Как явление культурно-историческое суфизм начал формироваться в рамках ислама в 8-10 вв. Тем не менее, идеи суфизма универсальны и могут быть обнаружены в самых различных духовным учениях и религиях.

Учение суфизма не сводимо к какой-либо одной доктрине. Это путь, ведущий искателя к Реальности. Он многообразен, как жизнь, и у каждого человека он свой, хотя цель - одна.

В определенном смысле суфизм - это название существовавшего испокон веков метода постижения Реальности; в таком понимании суфизм внеисторичен, предшествуя религии и являясь ее основой. В основе суфизма лежит любовь и преданность. Только любовь дает человеку возможность отказаться от своего эго, являющегося завесой для постижения истины. Когда сброшен покров самости, открывается наше истинное, божественное Я. 

Суфии объединены в братства, или ордены, отличающиеся собственными ритуалами и методами. Те, кто получил посвящение в суфийское братство, называются дервишами. Слово "дервиш" означает по-персидски "нищий". Поведение суфия в обществе строится на принципах рыцарства. Суфий готов к самопожертвованию, он помогает людям, не ожидая при этом от них взаимности. Есть основания полагать, что европейское рыцарство с его традицией самоотверженного служения и благородства сформировалось в результате контактов с мусульманскими воинами-рыцарями, принадлежавшими к суфийским содружествам (футувва). 

Суфизм получил необычайное для мистической и эзотерической традиции распространение в мусульманском мире, а в последнее время и за его пределами. Не только культурная и религиозная жизнь, но подчас и формы государственности формировались под его влиянием. Одна из причин этого - суфийский принцип бескорыстного служения обществу. Быть суфием значит "быть в мире, но не от мира". Внешне суфий находится среди людей, стремясь служить им и творить добро. Внутренне он пребывает с Другом, с Возлюбленной - то есть с Богом.

Бог, с одной стороны, бесконечно далек и несравним, а потому все наши попытки дать Ему определения или понять Его обречены на провал. С другой стороны, Бог есть всё, следовательно Он воплощен в бытии и Его, согласно суфиям, можно лицезреть при помощи особого духовного органа - сердца. Как говорится в Коране, Бог ближе к человеку, чем его шейная артерия. Мистический путь может быть понят как странствие от бесконечно далекого Божества к Богу бесконечно близкому, составляющему саму суть человека. Мистический опыт это переживание Присутствия, близости к Возлюбленной. Иными словами, это возвращение души из страшного и безбожного мира в рай гармонии, любви и Единения. "Царство Божие внутри нас", а дорога туда лежит через сердце, через преображение собственной души. Преображение подразумевает умирание ветхого "я", "Умри прежде, чем ты умрешь", - говорит Пророк. Преображение это не столько обретение чего-то нового и сверхъестественного, как часто полагают, сколько отказ от старого и обветшавшего. Это осознание человеком своей собственной вечной божественной природы (духа, Настройщика Сознания). 

Бог, или Реальность, обнаруживается в мире прежде всего как совершенство и красота. "Бог прекрасен и любит красоту", - утверждается в одном из хадисов, преданий, восходящих к Пророку Мухаммеду. Поэтому суфий устремлен к красоте. 
Поэзия и музыка часто сопровождают суфийские собрания. 

Основа суфийского мировоззрения - стремление и способность видеть в мире множественности всепроникающее Единство. Одним из главных препятствий здесь служит рассудок, эта низшая форма интеллекта, расчленяющая целостный и гармоничный мир на противоположности и порождающая мнимые противоречия. 

Если обычный человек делит всё происходящее с ним на хорошее и дурное, то суфий равно приемлет как радость, так и боль, ведь и то, и то другое - дары Возлюбленной.

Суфизм, таким образом, может быть понят как полное и безоговорочное смирение перед Богом, приятие того, что есть. 
Суфизм опирается не столько на мифы и верования, сколько на опыт, и в этом отношении его можно сопоставить с наукой. Опыт этот далеко не всегда поддается рациональному анализу. Подобно хорошему повару, суфий не следует слепо готовым рецептам. Его поведение диктуется конкретными обстоятельствами, требованиями времени: иногда людям нужно привить здравый смысл, и тогда суфий - образец здравомыслия. Когда же обстоятельства требуют неистовства, он ведет себя соответственно. Одни назовут его рационалистом, другие - безумцем, но он не имеет отношения ни к тому, ни к другому. 

Есть информация, что суфии, будучи первыми учениками Христа, перебрались впоследствии в Азию, спасаясь от гонений укрепившейся Христианской Церкви. 

С возникновением ислама суфии внешне восприняли его идейную сторону, внутренне оставаясь адептами сакрального восхождения.



Последние обсуждения на форуме
(5 последних) / смотреть все