Блоги -> Загадки и тайны истории -> Платон

Загадки и тайны истории


Платон

Автор: TenDemon, 20.08.2019 в 05:33

Рейтинг:



Платон (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (см. Академия платоновская). Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения.

Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: "божественный учитель" (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения). Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: "Апология Сократа", "Федон", "Пир", "Федр" (учение об идеях), "Государство", "Теэтет" (теория познания), "Парменид" и "Софист" (диалектика категорий), "Тимей" (натурфилософия).



ПЛАТОН (427-347 или 348 до н. э.), древнегреческий мыслитель, наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом - родоначальник европейской философии; глава философской школы Академия.

Жизнь

Происходил из аристократической семьи, принимавшей активное участие в политической жизни Афин (род его отца Аристона, по преданию, восходил к мифическому царю Кодру; среди предков матери, Периктионы, - законодатель Солон; после победы спартанцев в Пелопоннесской войне дядя Платона, Хармид, - один из Десяти ставленников Лисандра в Пирее в 404-403, Критий - один из Тридцати тиранов в Афинах).

Получил традиционное для аристократического юноши хорошее воспитание (физическое и мусическое). В юности слушал софиста гераклитовской ориентации Кратила, в 20 лет познакомился с Сократом, начал регулярно посещать его беседы и отказался от реальной политической карьеры. Отличался крайней застенчивостью и замкнутостью.

После смерти Сократа (399) Платон уезжает в Мегары. Принимает участие в Коринфской войне, в походах в Танагру (395) и Коринф (394). В 387 посещает Южную Италию, Локры Эпизефирские - родину древнейших записанных законов Залевка (из Локр происходит пифагореец Тимей, именем которого назван знаменитый диалог Платона, путешествие вообще задумывалось прежде всего ради знакомства с пифагорейцами). В Сицилии (Сиракуза), он знакомится с Дионом, приближенным правителя Сиракуз Дионисия I Старшего. По возвращении из Сицилии (387) основал в Афинах свою философскую школу - в гимнасии Академия. Знакомство с Дионом, попавшим под обаяние личности Платона и его образа мыслей, способствовало тому, что в 367-366 и 361 Платон совершил еще две поездки в Сицилию.

Школа Платона

Использование общественных гимнасиев для занятий науками и ораторским искусством было обычным для Афин 5-4 вв.; "школа Платона", вероятно, формировалась постепенно, по названию гимнасия она также стала именоваться Академией. Среди принадлежавших к платоновскому кружку - его племянник Спевсипп, ставший во главе Академии после смерти Платона, Ксенократ, третий схоларх Академии, знаменитый математик и астроном Евдокс Книдский, остававшийся во главе школы во время второй поездки Платона в Сицилию. В 366 в Академии появляется Аристотель и остается там вплоть до смерти Платона.

Сочинения

До нас дошло издание сочинений Платона, предпринятое пифагорейцем Трасиллом Александрийским, придворным астрологом императора Тиберия (ум. 37), разбитое на тетралогии:

"Евтифрон", "Апология", "Критон", "Федон".
"Кратил", "Теэтет", "Софист", "Политик".
"Парменид", "Филеб", "Пир", "Федр".
"Алкивиад I", "Алкивиад II", "Гиппарх", "Соперники".
"Феаг", "Хармид", "Лахет", "Лисид".
"Евтидем", "Протагор", "Горгий", "Менон".
"Гиппий Больший", "Гиппий Меньший", "Ион", "Менексен".
"Клитофонт", "Государство", "Тимей", "Критий".
"Минос", "Законы", "Послезаконие", "Письма".

Помимо этого под именем Платона дошел ряд других диалогов.

Начиная с конца 17 в., корпус текстов Платона, подвергался тщательному критическому рассмотрению с точки зрения их подлинности и хронологии.

Литературная деятельность Платона

Свои размышления о государстве Платон в неизвестной нам форме обнародовал еще до 392 (когда были поставлены "Женщины в народном собрании" Аристофана, содержащие пародию на проект платоновского государства). Писать он начал в распространенном в начале 390-х гг. жанре судебной речи. В центре "Апологии Сократа" (392) - первом законченном и дошедшем до нас тексте Платона - проблема несовместимости индивидуальной добродетели и существующего государственного устройства. Он пишет также речи, вошедшие потом в диалоги "Менексен", "Федр", "Пир". Постепенное оформление "школы Платона" во 2-й пол. 380-х гг. позволило ему найти адекватную литературную форму - диалоги, пересказанные самим Сократом или кем-то из его учеников и содержащие рамку, в которой описывалось место действия и его участники, их характеры и реакция на ход беседы. Правила этой литературной игры предполагали отказ от изображения современности и обращение к реалиям ушедшего 5 века. Первый такой диалог, продолживший тему справедливости и государства, - "Протагор"; тема политики объединена здесь с темой воспитания. После этого Платон, завершив "Пир", пишет "Федона", начинает работу над "Государством", (уже как над пересказанным диалогом), создает "Евтидема", "Хармида" и "Лисида". Все эти диалоги рассчитаны на широкий круг слушателей.





Однако параллельно с этим (начиная примерно с "Федона") в кружке Платона обсуждаются отдельные темы, имеющие интерес преимущественно для членов кружка (в "Федоне" - четыре доказательства бессмертия души). В русле этой тенденции появляются диалоги "Менон" (подчеркнувший значение математики), "Кратил" (с его учением о природе имени) и "Теэтет", где впервые декларируется переход к прямой драматической форме диалога.

С начала 380-х гг. в Академии развивается (при участии или под влиянием самого Платона) литературное творчество других членов платоновского кружка, которые также пишут либо пересказанные диалоги ("Соперники", "Эриксий"), либо используют прямую драматическую форму ("Клитофонт", "Лахет", "Алкивиад I", "Феаг", "Гиппий Меньший", "Ион", "Евтифрон"). Таковы тексты, созданные Платоном и его школой к началу 360-х годов.

Между 2-й и 3-й сицилийскими поездками Платон завершает "Государство", начинает "Законы" и пишет диалог "Парменид".

После 3-й Сицилийской поездки Платон задумывает монументальные трилогии, но осуществляет свои замыслы только отчасти: "Тимей", "Критий" (не завершен), "Гермократ" (не написан), "Софист", "Политик" (не написан). Сократ перестает быть ведущим участником беседы ("Тимей" - монолог пифагорейца Тимея о создании мира и человека, "Критий" - монолог Крития об Атлантиде одна из тайн истории), а в "Законах" Сократа вообще нет. Единственный традиционный сократический диалог этого периода - "Филеб" (под именами Филеба и Протарха Платон вывел Евдокса и Аристотеля). С гибелью Диона (в 354) связано написание VII Письма - первой в европейской литературе традиции автобиографии.

Впервые Атлантида упоминается в двух коротких диалогах древнегреческого философа Платона — «Тимей» и «Критий» (359—347 гг. до н. э.). Предположительно, Платон заимствовал историю о материке из рассказа своего дальнего родственника — известного афинского законодателя и лирика Солона. Тот, в свою очередь, услышал предание, когда гостил в городе Саис, что на западном берегу дельты Нила, при дворе египетского фараона Амазиса (569—525 гг. до н. э.). В Саисе Солон побывал в храме Нейт(*), где вел беседы со жрецом, и тот рассказал ему об Атлантиде.

По словам служителя культа, это был огромный остров, больше, чем Ливия(**) и Азия, вместе взятые. Он существовал 9000 лет назад и располагался по другую сторону Геркулесовых столпов (Гибралтарского пролива), в Атлантическом океане. Атлантидой управлял союз царей, ведущих род от Посейдона — бога морской стихии и землетрясений. В честь Атласа, старшего сына Посейдона, были названы остров и омывавший его океан.

Империя атлантов простиралась от Атлантики до Средиземноморья — Египта на юге и Италии на севере. Пытаясь расширить империю на земли Средиземноморья, атланты столкнулись с сопротивлением европейцев, объединенных сил, которые вели за собой Афины — в те далекие времена уже довольно крупный город-государство, управляемый военной элитой. Воины с презрением относились к богатству, предпочитая аскетический образ жизни. И хотя накануне битвы союзники предали афинян, оставив один на один с врагом, войска атлантов были наголову разбиты. Вскоре произошло разрушительное землетрясение, сопровождаемое гигантским наводнением, и по словам Платона, материк Атлантида ушел под воду «в течение одного ужасающего дня и одной ночи».

Информация о местоположении Атлантиды за Гибралтарским проливом и ее гибели занимает в «Диалогах» Платона всего несколько строк, но политическое устройство и уклад жизни на острове автор описал более подробно. Изначально Атлантида была идиллическим местом с богатыми природными ресурсами; она изобиловала лесами, садами, дикими зверями (в том числе и слонами) и многочисленными рудниками. Каждый царь на острове владел собственным городом. Однако наибольшее впечатление производила столица, которой управляли наследники Атласа. Этот древний город защищали три обитые металлом, расположенные концентрическими кольцами стены, каждую из которых окружал ров с водой. Внешняя стена была обита бронзой, следующая — оловом, а внутренняя «сияла красным цветом орихалька(***)» — неизвестного металла. Атланты выкопали огромный подземный канал подо рвами, соединивший центральную часть города с морем, и высекли гавань во внешних каменных стенах. В центральной цитадели располагался главный храм — храм Посейдона, который был в три раза больше Пантеона в Афинах. Снаружи храм был полностью покрыт серебром (за исключением кровли — та была позолочена). Изнутри свод была облицован слоновой костью и украшен золотом, серебром и орихальком. Этим же неизвестным металлом были покрыты стены, колонны и пол храма. Помещение украшали многочисленные золотые статуи, в том числе и статуя Посейдона на колеснице, запряженной шестеркой крылатых коней. Это была статуя колоссальных размеров — голова бога касалась свода, находившегося на высоте 381 фут.

Другие древние источники, упоминая об исчезнувшем континенте, следовали за Платоном. В них давалось красочное описание Атлантиды, в существование которой в 'античные времена люди верили по-настоящему. В IV в. до н. э. о поселении атлантов упоминал ученик Аристотеля Теофраст, древнегреческий философ с острова Лесбос. К сожалению, большая часть его работы утрачена. Об Атлантиде в комментариях к диалогам Платона писал древнегреческий автор V в. Прокл. Утверждая, что материк действительно существовал, он отмечал, что Атлантида «многие годы господствовала над всеми островами Атлантического моря» и что Крантор — первый автор, давший комментарии к диалогам Платона еще в IV в. до н. э., — посетил город Саис в Египте, где видел золотую колонну, на которой иероглифическим письмом была запечатлена история Атлантиды. В работе римского писателя II в. н. э. Элиана Клавдия «О природе животных», описывающей огромный остров в Атлантическом океане, Атлантида упоминается как известный по преданиям финикийцев (и позднее карфагенян Кадиса) древний город на юго-западном побережье Испании.

На протяжении многих веков легенда об Атлантиде пребывала в забвении, и лишь в XIX в. интерес к ней возродился. Поиски легендарного острова продолжились в начале 1882 г. после публикации книги американского конгрессмена и писателя Игнатиуса Доннели «Атлантида: мир до потопа». Дон-нели воспринял повествование Платона об Атлантиде как исторический факт, решив, что исчезнувший континент был прародиной всех известных античных цивилизаций. Примерно в это же время интерес к исчезнувшим континентам, таким как Атлантида и Лемурия, стала проявлять Елена Блаватская — соучредитель Теософского общества и глава набиравшего обороты оккультного движения. Несколько раз она упоминает Атлантиду в своей первой работе «Разоблаченная Исида» (1877), а в основу фундаментального труда Блаватской «Тайная доктрина» (1888), по ее утверждению, легла «Книга Дзиан» — мистический трактат, предположительно написанный в Атлантиде. В «Тайной доктрине» Блаватская детально описывает Атлантиду и ее жителей, упоминает о передовых технологиях, древних летающих машинах, великанах и сверхъестественных силах. Из некоторых достаточно туманных описаний Атлантиды следовало, что исчезнувший континент существовал на ином, скорее духовном уровне, а значит, кардинально отличался от физического материка, каким его представил Доннели. Ее точка зрения определенным образом повлияла на теории атлантологов.

В начале XX в. всемирно известный медиум Эдгар Кейс прочел ряд лекций, в том числе об Атлантиде. Он считал, что Атлантида представляла собой высокоразвитую цивилизацию, а атланты располагали кораблями и самолетами, управляемыми таинственной энергией кристалла (в этом мнение Кейса перекликается с утверждением Блаватской). Кейс предсказывал, что часть Атлантиды будет обнаружена в 1968 или 1969 году в районе Бимини, возле Багамских островов.

В сентябре 1968 г. на берегу Северного Бимини был обнаружен участок, аккуратно выложенный известняковыми блоками длиной полмили, ныне известный как дорога Бимини. Многие исследователи считают, что это остатки исчезнувшей Атлантиды.

В 1980 г. Эджин Шинн из Геологической службы США опубликовал результаты исследования подводных каменных строений на Бимини. Тестирование показало, что блоки образовывались под действием сил природы, а при помощи анализа по радиоактивному углероду удалось датировать вросшие в камни раковины и позволило сделать вывод, что укладывались блоки так называемой дороги в период между 1200 и 300 годом до н. э., то есть гораздо позже предполагаемого времени существования Атлантиды.

Многие исследователи, опираясь на слова древних историков, искали Атлантиду посреди Атлантического океана, полагая, что Срединно-Атлантический хребет (длинная цепочка подводных вулканов посреди океана) и есть остатки исчезнувшего материка. Тем не менее геологи, ссылаясь на современные данные о дрейфующих континентах, исключают возможность существования в Атлантике такового. Однако движение тектонических плит — это только гипотеза, поэтому, пока она не доказана, те, кто верит, что исчезнувший континент существовал в Атлантике, будут продолжать поиски. Подобно Игнатиусу Доннели, который писал об Атлантиде в 80-х годах XIX в., современные исследователи считают, что если остров находился посреди Атлантического океана, то вполне вероятно его остатками являются Азорские острова— группа из девяти островов, расположенных посреди череды подводных гор в Атлантике; некоторые включают в этот список и остров Мадейра, Канарские острова и острова Зеленого Мыса. Впрочем, сегодня нет ни единого доказательства существования исчезнувшей древней цивилизации в этом ареале.

Почти каждый год страницы газет пестреют заголовками на тему «Атлантида найдена!» Разнообразие гипотез о месте расположения Атлантиды действительно ошеломляет. Долгое время считалось, что косвенное влияние на Платона оказала минойская цивилизация, которая существовала в эпоху позднего бронзового века на острове Крит и, предположительно, была разрушена землетрясением невиданной силы, происшедшим неподалеку на острове Тира. Однако, как известно, минойская цивилизация существовала и после землетрясения на Тире. Возможным местоположением Атлантиды считают также Европу и Средиземноморье, в частности Ирландию, Англию, Финляндию, остров Гельголанд у северо-западных берегов Германии, Андалусию на юге Испании, остров Спартель в Гибралтарском проливе, Сардинию, Мальту, город Гелика в Греции, территорию в Средиземноморье между Кипром и Сирией, Израиль, Трою на северо-западе Турции и Танталис. Есть предположения о том, что древняя цивилизация располагалась и в других частях света: в Черном море, в Индии, на Шри-Ланке, в Индонезии, Боливии, во французской Полинезии, на Карибских островах и в Антарктике.

Появление разнообразных теорий объясняется скептическим отношением исследователей к описанию Атлантиды у Платона. По их мнению, древнегреческий автор использовал политическую аллегорию: он утверждал, что Афины способны выступить против упадочной и ненасытной империи атлантов, пытаясь таким образом превознести Афины как государство. Вот почему предание об Атлантиде известно исключительно со слов Платона. Значит, Солон никогда не был в Египте и не слышал легенду от жреца в Саисе? А поместил Платон Атлантиду за Геркулесовыми столпами, потому что за ними открывался огромный океан, который отождествлялся древними греками со всем неведомым. Действительно, до Платона в древней литературе Атлантида не упоминалась. Зато в «Истории» древнегреческого историка Геродота (484— 425 до н. э.) сохранились сведения о том, что Солон перенял некоторые законы у египетского фараона Амазиса. А это означает, что Солон все-таки был в Египте именно в то время, о котором пишет Платон. Безусловно, древнегреческий философ пытается превознести Афины: доказывая правдивость своих политических и философских идей, он указывает на неспособность богатого и сильного государства победить безукоризненно организованное и хорошо управляемое общество. Следовательно, чтобы придать убедительности своему рассказу, Платон мог привлечь события недавнего прошлого, как например чудовищное разрушение, найти сведения о котором философу не составляло особого труда.

Летом 426 г. до н. э. на территории Греции чуть севернее Афин произошло одно из самых сильных землетрясений в истории древнего мира. Цунами, вызванное этим мощным землетрясением, опустошило побережье, разрушив часть острова Аталант. В 373 г. до н. э. (за 15 лет до того, как Платон написал свои диалоги) сокрушительное землетрясение с цунами разрушило и затопило богатый древнегреческий остров Гелика, что на южном берегу Коринфского залива. Гелика была известна как город Посейдона, второе после Дельф поселение, где произрастал священный лес этого беспощадного бога морской стихии и землетрясений. Связь между этими землетрясениями и Платоновой гибелью Атлантиды бесспорна, а значит, большая часть текста была написана под влиянием недавних событий, происшедших на родине философа. Тогда возникает вопрос: если Платон для подтверждения своих слов использовал сведения о бедствиях, случившихся в современной ему Греции, почему он приписал авторство предания египетским жрецам? Несомненно, его современники должны были догадаться, что речь идет о землетрясении, происшедшем в районе Афин или Коринфа, ведь это случилось всего лишь за полтора десятка лет до написания диалогов. Складывается впечатление, что часть информации, которой Платон пользовался при создании диалогов, была неизвестна его современникам.

Среди последних теорий любопытной считается гипотеза доктора Рэйнера Куена из Вуппертальского университета в Германии, выдвинутая в 2004 г. Рассматривая сделанные со спутника снимки юго-западной оконечности Испании, он обнаружил фрагменты строений, точно соответствующих описанным у Платона. На фотографиях района солевых болот Харизма-де-Хинохос, возле Кадиса, видны очертания построек прямоугольной формы. Их, вероятно, когда-то окружали сооружения в виде концентрических колец, остатки которых также можно увидеть на фото. Доктор Куен считает, что постройки прямоугольной формы могут быть руинами описанного у Платона серебряного храма Посейдона, а также золотого храма, посвященного Посейдону и Клейто. Предположительно, в период между 800 и 500 г. до н. э. здесь произошло разрушительной силы наводнение, что подтверждает версию доктора Куена не об островном, а континентальном месторасположении Атлантиды. Свою точку зрения он объясняет тем, что при переводе легенды греки перепутали египетское слово «побережье» со словом «остров»; и чтобы проверить свою теорию, доктор Куен надеется в ближайшем будущем начать раскопки на этой территории. Интересно, помогут ли поиски Атлантиды в районе Геркулесовых столпов наконец разгадать эту загадку?

-----------------------------

* Нейт — в египетской мифологии богиня неба, сотворившая мир и родившая солнце. Считалась также покровительницей цариц, богиней войны и охоты. Нейт была связана с заупокойным культом, ее изображения с распростертыми крыльями помещались на крышках саркофагов.

** Ливия — древнегреческое название территории Северной Африки, прилегающей к Средиземному морю (к западу от дельты Нила). Азией древние греки называли территорию современной Малой Азии.

*** Большинство ученых считают, что это сплав меди с цинком.

Одновременно неизвестные нам ученики Академии пишут "Гиппия Большего", "Гиппарха", "Сизифа", "Миноса", "Демодока" и ряд писем, а также "О добродетели" и "О справедливости".

Основные проблемы платоновской философии

Платон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о бессмертии души и о должном воспитании философа (поскольку душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме "воспитания и образа жизни"), парменидовское противопоставление мира подлинного бытия и закона миру становления и мнения; идущее от софистов и Сократа убеждение в необходимости "воспитывать людей", а также внимание к происхождению государства и права.

Учение о душе и государстве

Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке), управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных ("Федр").

Трем началам души - вожделению, пылу и рассудительности соответствуют добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость. Их согласование дает справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве, которое устроено аналогичным образом: в нем трудятся ремесленники, их защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы ("Государство"). Поэтому душа и государство равно образуются с помощью правильно построенного педагогического процесса: его граждане получают благодаря искусству грамоты, пения и игры на кифаре элементарное мусическое, а благодаря учителю гимнастики и врачу хорошее физическое воспитание, а лучшие по своим природным задаткам должны изучать военное и полководческое искусство, а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Венчает этот набор искусств диалектика, подводящая философов-правителей к постижению беспредпосылочного начала, или подлинного сверхсущего блага, (оно есть благо каждого отдельного существа, государства и мира в целом), и позволяющая им справляться с искусством законодателя и судьи. В отличие от них мнимые искусства, или негодные сноровки (рассмотренные в "Горгии") вредят телу (поваренное и косметическое искусства) и душе (софистика и риторика).

В зависимости от преобладающего в нем начала государство может быть правильным (монархия и аристократия) или неправильным (тимократия, олигархия, демократия, тирания). Идеалом государства служит жизнь прежних поколений при Кроносе, когда родом людей управляло божество посредством демонов, пасших отдельные группы людей, и не было ни войн, ни раздоров, но все имели возможность философствовать ("Политик"). Но живущему "в царстве Зевса" Платону приходится в "Законах", во-первых, рассмотреть исторически существовавшие типы государственного устройства (Спарты, Крита, Илиона, дорийцев, Лакедемона, Персии, Аттики) и, во-вторых, продумать подробное законодательство. При этом три основные начала души рассматриваются теперь как нити, за которые божество дергает людей-кукол ради неясной им цели. Платон подробно регламентирует воспитание, начиная с младенческого возраста, подчеркивает наличие не только добрых, но и злых побуждений в индивидуальной человеческой душе, постулируя существование злой души для мира в целом. В результате он дает детально продуманную систему наказаний и полностью отрицает индивидуальную инициативу, не санкционированную законом.

Иерархия бытия

Парменидовское противопоставление истинного бытия и мира становления разработано Платоном в виде ряда иерархических структур. В "Пире" рассмотрена иерархия красоты, уводящая нас от плотской красоты к красоте души, нравов и обычаев, наук и прекрасного самого по себе, выше которого только благо и к которому причастны все прочие виды прекрасного. В "Федоне" здешней земле (подобию) противопоставлена истинная (образец-парадигма). В "Государстве" бытие, ум-образец, идея в качестве прекрасного подчинены благу, которому в чувственном мире соответствует Солнце. В "Тимее" благой демиург, тождественный со сферой ума-парадигмы, представляющей область нетварного вечного бытия, творит (рождает) мировую душу и поручает богам создание отдельных душ, осуществляя тем самым переход к сфере становления и времени.

Критерий и метод познания

Критерий, позволяющий правильно ориентироваться в мире чувственных данностей, Платон задолго до Канта формулирует так "... не во впечатлениях заключается знание, а в умозаключениях о них, ибо, видимо, именно здесь можно схватить сущность и истину, там же - нет" ("Теэтет"). Ни ощущения, ни правильные мнения, ни объяснения их не дают еще знания как такового, хотя и необходимы для подступа к нему. Над ними стоит рассудочная (дискурсивная) способность, а ее превосходит созерцающий подлинное бытие ум. Этой иерархии познавательных способностей соответствуют: имя, словесное определение, мысленный образ вещи (т. е. возникающее в нас представление о ней), или ее идея, независимое от нас бытие которой мы изначально предполагаем.

В "Пармениде" Платон обсуждает проблемы, возникшие в ходе школьных дискуссий относительно онтологического статуса идей и их познавательной функции. Неясно, например, у каких вещей-подобий есть идеи-образцы, у каких нет (например, когда речь идет о грязи, соре и т. п.). Далее, вещи не могут приобщиться ни к идее в целом, потому что тогда они раздробят ее, ни к ее части, поскольку тогда единая идея окажется многим. Многие вещи должны быть причастны сразу нескольким противоположным идеям. Наконец, идеи соотносятся с идеями и как таковые подобны одна другой, а не вещам; точно так же и вещь может быть подобна другой вещи, но никак не идее. Поэтому обладая опытом вещей, мы ничего не сможем сказать об идеях, а от идей никак не перейдем к вещам.

В "Пармениде" Платон говорит о необходимости сохранить идеи и диалектику как основной метод упражнения в философии. В "Кратиле" диалектиком называется тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы, в "Государстве" - кто "постигает понятия каждой сущности"; но в чем состоит этот метод и как постигаются эти "сущности", остается неясным. В "Софисте" и "Политике" Платон разрабатывает метод диэрезы или разделения рода до неделимых далее видов, в "Филебе" - метод смешения, при котором все, допускающее "больше" или "меньше", рассматривается как то или иное сочетание беспредельного и предела. Отсутствие строгой системы рационального знания все более остро ощущалось и в Академии и самим Платоном, и он не мог победить в споре с Аристотелем, подвергшим все эти методы сокрушительной критике, проанализировавшим всю сферу языковых выразительных средств и создавшим соответствующие науки (топику, аналитики, риторику, учение о языковом выражении и категориях). При этом победа Аристотеля была всего лишь одним из явлений школьной жизни Академии при жизни ее первого схоларха.

Историческое значение

Платон четко продумал и письменно зафиксировал два своих грандиозных проекта: идеальное государственное устройство и законодательство, которому "вряд ли когда-нибудь выпадет удобный случай для осуществления" ("Законы"). Созданная им философская школа, которую он противопоставил софистическим и риторическим школам, - единственная, просуществовавшая до конца античности (закрыта эдиктом Юстиниана в 529). Платоники продолжали непрерывно учить вплоть до 10 века в Каррах (в Месопотамии, недалеко от Эдессы). Тем самым платонизм сохранил реальные достижения античной философии не только для западного средневековья и Византии, но и для арабо-мусульманской традиции, обеспечив единство всей европейской мысли.
  

Комментариев: 0



Зарегистрируйтесь или зайдите под своим логином чтобы оставить комментарий или оценить запись.
Регистрация займет у вас несколько секунд.
Если вы зашли под своим логином, но видите это сообщение, обновите страницу.