Идея подобного исследования родилась у автора статьи давно, в процессе изучения таких, на первый взгляд мало связанных друг с другом областей человеческих знаний, как лингвистика, психология, мифология, оккультные науки и астрология. Автор, конечно, не может ни в коей мере претендовать на абсолютную полноту и точность излагаемой здесь точки зрения. Как гласит старинный латинский афоризм - Feci quod potui, faciant meliora potentes (лат. - сделал все, что мог, и пускай способные на большее сделают больше). Основной обсуждаемой здесь темой будет древнефиникийский алфавит, поскольку он является прародителем письменностей большинства языков индоевропейской семьи. европейские, славянские, и частично - армянском языках по сей день используют немного видоизменений финикийский алфавит.
Вряд ли кто из нас задумывался о том, что с детства знакомые и привычные для всех нас буквы изначально имели вполне определенное символическое значение. Порядок их расположения в алфавите так же был не случаен. В нижеследующем параграфе мы совершим краткий исторический экскурс в историю возникновения алфавитов и рассмотрим значения древнефиникийских иероглифов в сравнении с другими алфавитами и символическими системами. После всего этого мы попытаемся рассмотреть порядок расположения букв в алфавитах и понять его значение.
Последний вопрос видится важным по нескольким причинам. Во-первых, согласно дошедшим до нас сведениям, алфавиты никогда не были результатом мыслительного процесса, а давались сразу одной цельной картиной во время молитвы (так был изобретен армянский алфавит священником Месропом Маштоцом), или же был даром от каких - то сверхъестественных сил - демонов, (как излагается в древнеиранском эпосе Шахнаме), или божественных сил - согласно китайской легенде о боге Фу Кси.
Все это в целом говорит о том, что письменная система это всегда результат творчества бессознательных сил человека. Исходя из этого, можно предположит, что алфавит является частью тех самых изначально заложенных в нас символов, или архетипов, о которых упоминали психологи. А любая древняя символическая система имела определенную последовательность в расположении знаков - как, скажем, система знаков зодиака, китайские триграммы, ставшие основой гексаграмм из книги перемен, различные гадательные системы (карты Таро, ставшие прототипом игральных карт). Таким образом все, что остается нам сейчас - это углубиться в анализ древних иероглифов и попытаться на основе этого сделать соответствующие выводы.
Финикийский алфавит
|
|
(Taблица составлена по данным из книг: Homer and the Origin of the Greek Alphabet, by Barry B. Powell, Publisher: Cambridge University Press The Early Alphabet, by John F. Healey, Publisher: University of California Press) |
***
Древнефиникийский алфавит был заимствован греками в 9 или 8-ом веке до нашей эры. Согласно легенде, переданной нам Геродотом в пятом томе "Истории", письмена были даны грекам финикийцем Кадмусом, который, впрочем, является такой же мифической фигурой, как и китайский бог Фу Кси. Кадмус, помимо алфавита, научил греков множеству других полезных и интересных вещей, в том числе - наукам и искусствам , а так же основал город - знаменитые семивратные Фивы. Супругой его стала дочь Марса и Венеры - Гармония, что, по всей видимости, не стоит понимать буквально, а скорее как аллегорию. Нам известно достоверно лишь то, что греки, переняв алфавит у финикийцев, по-видимому, первое время использовали его почти без изменений, и лишь в последствии слегка изменили или перевернули некоторые буквы. Названия же букв в греческом алфавите почти не отличаются от исконных, финикийских ( например - алеф - альфа, бет - бета, и так далее).
В последствии на основе греческого алфавита создается латинский, который становится письменной системой для всех народов Европы. Кроме того, на основе греческого, с некоторыми добавлениями были созданы славянский алфавит - кириллица. Aрмянский алфавит, созданный в начале пятого века нашей эры монахом Месропом Маштоцом, основывается на более древних армянских письменах, называемых айказианскими и имевших так же 22 знака, обнаруживающих явное сходство с финикийскими. С другой стороны, финикийская письменность продолжала претерпевать изменения на Ближнем Востоке, послужив основой для создания письмен семитских языков. Буквы еврейского алфавита по написанию отличаются от финикийского, однако, полностью сохранены названия , их значения и порядок их следования в алфавите. 22 буквы считались священными в религиозных иудаистских текстах. В "Сефер Ецир"- Книге творения - буквы назывались основой всех вещей. Таким образом, 22 знака, происхождение которых до сих пор не ясно ученым, оказали огромное влияние на культуру многих древних и современных народов, что, естественно, заслуживают интереса и подробного рассмотрения.
В нижеследующем тексте мы попытаемся рассмотреть некоторые финикийские иероглифы подробней - настолько, насколько это известно современной науке, а так же сравним их с другими письменными и символическими системами, что поможет нам, надеюсь, лучше вникнуть в их изначальную суть и предназначение.
Alef. Изначально иероглиф изображал голову быка с рогами ( греки использовали знак в перевернутой позиции, и отсюда знакомая нам с детства буква A). Значение иероглифа - сила, власть. Напрашивается интересная аналогия со знаками зодиака. Первый знак - Овен, изображается как голова овна ( изображение его почти идентично иероглифу а в финикийском алфавите). Знак Овна ассоциируется с началом и рождением, активностью и силой. Согласно индийскимсвященным писаниям, Упанишадам, звук "А", первая составляющая в слоге "AUM", связан с бодрствующим состоянием сознания, познанием внешнего мира. В Мандукья - Упанишаде сказано: "Состояние бодрствования, вайшванара звук а, первая часть из-за достижения или же первенства. Поистине, кто знает это, достигает [исполнения] всех желаний и бывает первым."
Thet. Kрест внутри окружности в астрономических системах обозначает землю. Согласно теософской доктрине, крест внутри окружности символизирует разделение на два пола. Поскольку теософская доктрина придерживается теории о постепенной эволюции человеческих монад (душ, частиц абсолюта), то раздельные на полы - всего лишь один из этапов этого грандиозного процесса. Двойственность , единство и борьба противоположностей - вот характеристики того этапа, который мы сейчас проходим. Дальнейший комментарии касательно этого знака мы получим в параграфе, рассматривающем значение иероглифа "tau".
Mem. Иероглиф "мем" изначально изображал волну. Предположительно, название буквы происходит от древнесемитского "mayuma", что означало "вода". Значение его многогранно, и охватывает весь спектр понятий, ассоциирующихся у древнего человека с водой - питание, возникновение жизни, а так же - изначальный хаос. Если мы перейдем к более детальному рассмотрению индоевропейских корней, обнаружим много интересных подтверждений вышесказанному. Например, древнейший корень "ma", образующий слова, связанные с понятием материнства, начинается с иероглифа "M". Более того, в очень многих языках слова "мать" и 'материя" звучат идентично. В латинском - "materia" и "mater", в современном персидском , соответственно - "madeh"(имеется так же синоним "mahiyat") и "madar". В португальском языке имеется слово "madejra", означающее "лес", происхождение которого основатель психоанализа Зигмунд Фрейд видел в латинском слове "materia". Таким образом, Фрейд доказывал, что дерево или лес во сне может символизировать женское начало, как и все, что представляет из себя пластичную и бесформенную субстанцию, материю.
Но помимо всего, знак "M" изображал морскую волну, и соответственно, почти во всех индоевропейских языках слово "море" происходит от идентичного корня. Латинское "mare", русское"море", галльское "muir". По словам Фрейда, море во снах символизирует рождение, т.e. опять же связано с материнским началом. Это не удивительно, так как именно во снах активен древний, архаичный пласт нашего мышления, столь чуждый обычному, дневному состоянию ума. Однако, отголоски этого архаичного мышления мы по прежнему можем найти в письменных системах и корнях слов, сохранившихся издревле. Исходя из этого, можно предположить, что для древних была естественна ассоциативная цепочка - мать, материнское начало - материя - воды жизни...
Одним звеном в цепи может стать также корень, связный с понятиями смерти и умирания. Санскритское "mara" (смерть), русское "мор", армянское "mernel" ( умирать), персидское "marg" (смерть). Это те самые воды жизни, которые одновременно являются концом существования. Как указывал Юнг в своей статье "Архетип матери", у материнского образа множество ликов во всех мировых мифах и преданий. Она одновременно и источник жизни , и обитель смерти и разрушения. Юнг определил это противоречие как любящая и ужасная мать". "Оборотная сторона материнского архетипа подразумевает все тайное, скрытое, темное; бездну и царство мертвых; все, что пожирает, обольщает, отравляет; все, что ужасно и неизбежно, как судьба." (Карл Юнг: "Архетип матери"). В индийской мифологии, к примеру, все боги является аспектом одного божества, и точно к же все богини представляют различные ипостаси высшего женского божества. Это и Деви, являющаяся вселенской утробой, и мать-земля Бхуми, и одновременно - свирепая и неумолимая богиня разрушения Кали. Деву Марию Юнг так же считал ипостасью материнского архетипа, и в буддийских преданиях ей соответствует царица Майя, мать Будды, так же зачатого непорочным путем. Имя "Мария" может быть связано с корнем "mar"- море, в то время как "maya" - это санскритское слово, обозначающее "иллюзия", "фантом", магический трюк ( возможно, что известное нам ныне "магия" восходит к этому слову). Согласно ведической философии, весь сотворенный мир является майей - иллюзией. Вот что сказано об этом в Упанишадах: Пракрити (природа), есть Майя, и Господь - ее повелитель" (Светашватара Упанишада). Материальный мир, где царит смерть, и есть великая "маyа", иллюзия, и цель жизни человека - освободится от оков иллюзии и обрести бессмертие.
Что касается мифологических персонажей, стоит упомянуть так же Морган ле Фей из артурианских легенд. В последствии она стала Фата Морганой - повелительницей иллюзий и миражей. Согласно средневековому преданию, Морган ле Фей рожает от короля Артура сына, которого звали Мoрдред. Мoрдред является отрицательным персонажем во всем цикле, пытается свергнуть отца с престола и отобрать у него меч власти - Экскалибур. Таким образом, у нас получается следующая ассоциативная цепочка: Мать- материя - мая(великая иллюзия) - смерть - море(воды жизни), и все эти корни слов имеют в основе общий иероглиф "мем", изображающий морскую волну.
Resh. Иероглиф "resh" изображал голову человека. Считается, что изначальной смысл этого знака - голова, главенство. Чтоб лучше понять значение иероглифа, можно опять погрузиться в анализ древних корней слов. На санскрите - "radj" означало "править", и возможно отсюда латинское "rex", и далее - целый ряд слов в современных европейских языках (английское "reign", "regal", и так далее). Название буквы - "resh" - древний семитский корень, обозначающий "правитель" Примечательно и другое - первый знак зодиака по греческий назывался Aries, управителем его считалась планета Марс, по греческий - Арес. Возможно, греческое "Арес" родственно армянскому "Arev" (Солнце). Вероятно так же, что корень "ар" образует в армянском слова , схожие по смыслю : "ari", (мужественный), "ajr" мужчина, "ajrel" - сжечь. Мы предполагаем родственное происхождение слов, поскольку имя бога войны связывалось с мужеством и со стихией огня. Иероглиф "а", как мы уже знаем, изображал голову быка (знак Овна) и ассоциировался с первенством и силой, как и сам знак Овна, а иероглиф "resh" - с властью и главенством.
Tau. Если знак "theta" изображал крест в окружности, то "tau" (буква "T") изображается как крест без окружности ( что по сей день наблюдается во многих языках). Елена Блаватская в предисловии к "Тайной Доктрине" коснулась темы значения этих двух древних иероглифов. Крест, согласно теософской доктрине, символизирует разделение на полы и нарушение изначального единства(горизонтальная перекладина связана с женским началом, и вертикальная - с мужским). При том, если крест внутри круга, то связь с первоисточником еще в наличии, однако, когда крест лишается круга, связь с первоисточником нарушается и происходит окончательное погружение монады в материю. Крест или свастика означает взаимодействие двух начал, которое является основой нашей Вселенной. Примечательно то, что изначально в армянском алфавите последней буквой являлась буква, изображающая свастику. В айказианском алфавите, так же насчитывающем 22 буквы, последняя буква "К" (придыхательное "K") изображалась крестом или свастикой (см. рис. 6). В последствии Месроп Маштоц слегка изменил ее форму. Только спустя много веков к древнему армянскому алфавиту добавились в конце еще три буквы, необходимые для написания иностранных слов, которые стали входит в обиход чаще, чем раньше. Однако, подробнее вопроса значения этих и других букв, а так же их расположения в древнем алфавите мы коснемся в следующем параграфе.
***
|
|
|
|
|
|
рис.1
|
рис.2
|
рис.3
|
рис.4
|
рис.5
|
рис.6
|
Как было уже сказано выше, о всех древних символических системах имел особое значение порядок расположения знаков. Алфавиты не являются исключением. Например, расположение букв в алфавите санскрита соответствует их расположению на лепестках чакр, согласно йогическим учениям. Для ясности приведем здесь небольшую выдержку из книги Шри Свами Шивананды "Кундалини-йога":
<...> Лепестки на Чакрах. Каждая Чакра имеет определённое число лепестков с Санскритским алфавитом на каждом лепестке. Вибрация, которая производится каждым лепестком, представлена соответствующей Санскритской буквой. Каждая буква обозначает Мантру Дэви Кундалини. Буквы существуют в лепестках в скрытой форме. Они могут быть проявлены, и вибрации Нади могут ощущаться во время концентрации. Число лепестков у лотосов различное. Мулядхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата, Вишуддха и Аджна Чакры имеют соответственно: 4, 6, 10, 12, 16 и 2 лепестка. Все 50 букв Санскритского алфавита расположены на 50 лепестках. Число лепестков в каждой Чакре определено числом и положением йогических Нади вокруг Чакры. Я поясню это. От каждой Чакры выходит определённое число йогических Нади. Чакра имеет вид лотоса с Нади в качестве его лепестков. Звуки, издаваемые вибрациями йогических Нади, представлены соответствующими Санскритскими буквами. Пока Кундалини располагается в Мулядхара Чакре, Чакры и их лепестки обращены вниз. Когда она пробуждена, они поворачиваются к Брахмарандхре. Они всегда обращены в сторону Кундалини.<...>
Представления об уровнях мироздания у древних были аналогичными с представлениями об уровнях человеческого сознания (чакрами).Например, очень похожие концепции мы находим у кельтов в описании мирового древа Iggdrasil. У корней дерева лежит, свернувшись, змей, на самой верхушке сидит всевидящий орел. Орел и змей постоянно ссорятся друг с другом. Кроме них у дерева обитают еще 5 животных, т.e. их всего семь. Змей, который свернувшись лежит у основания дерева, очень напоминает змею кундалини, описанную в "Кундалини-Иога-Упанишаде" - это змея, лежащая у основания позвоночника в человеке. Орел - вершина духовных достижений - сопоставляется с Сахасрарой чакрой, а так же 5 других животных с остальными уровнями сознания. Здесь почти не остается сомнений, что мировое древо, описывающее мироустройство по представлениям кельтов, описывает так же человека. Очень примечательно, что у двоих столь отдаленных во времени и пространстве культур находится столько общего в космогонических представлениях. Индусы делили мир на три уровня - высший мир - мир богов, низший - мир демонов, обладающих магической силой, и между ними - мир людей. Точно так же представляли мир кельты, и , соответственно, все три уровня пронизывало мировое древо Iggdrasil.
Исходя из всего этого, можно предположить, что санскрит описывал уровни мироздания, каждому из которых соответствовали определенные звуковые вибрации. Нет сомнения, что древнефиникийский алфавит тоже несет в себе какие-то важные сведения о мироустройстве, закодированные в древних , как мир знаках и символах. Нам будет трудно, конечно, объяснить значение каждого знака по отдельности. Но после тщательного общего обзора всего алфавита, у а автора этих строк возникло предположение, что финикийский алфавит описывал историю человечества, много раз переданную в мифах и легендах народов всего мира. Самый первый знак - "Алеф", как мы уже выяснили, сопоставим с первым знаком зодиака по символу, названию и приписываемому значению. Кроме того, Овен всегда символизировал начало нового цикла. По зороастрийским преданиям, мир было сотворен , когда Солнце вошло в знак Овна, и следуя тому преданию, персы по сей день отмечают Новый Год 21-ого марта. Следующее, что привлечет наше внимание, это буквы M и N, в очень многих алфавитах следующих друг за другом. Значение буквы M мы уже подробно рассмотрели выше. Однако, тут можно добавить, что M, будучи 13-ой буквой финикийского алфавита, соответствует тринадцатой карте Tapo - карте под названием "смерть". Ест версия, что 22 карты старшего аркана Tapo соответствуют 22 -ум буквам древнесемитского алфавита, так же берущим начало от финикийского. Карта "Смерть" означает разрушения и испытания, которые встречаются человеку на середине жизненного пути. Именно исходя из вышесказанного, можно предположить, что в расположении букв древнефиникийского алфавита имеется аналогия с историей всемирного потопа, рассказанной в мифах народов всех времен и континентов.
Попытаемся обосновать столь смелое предположение.
История всемирного потопа, и спасения одного избранного представителя человечества действительно передается из поколения в поколения на протяжении тысячелетий. Один из самых древних мифов - это вавилонский в двух его вариантах. Он, собственно, дословно повторяет библейский миф. Индийские мифы повествуют об одной из инкарнаций бога Вишну, в которой он является в облике рыбы королю Сатьяватре, чтоб предупредить его о надвигающемся потопе. Сатьяватра, собрав от каждой твари по паре и много лет блуждает по океану, уничтожившем жизнь на земле. Все эти годы его водителем является рыба - инкарнация Вишну.
Древние кельты верили в периодически надвигающийся на мир конец света - Рагнарок, во время которого мировой змей восстанет из глубин океана, и океан затопит мир. Интересно, что совершенно идентичный миф существует и у Австралийских аборигенов - об огромном мифическом змее, который выходит из воды, из-за чего возмутившиеся воды покрывают землю и уничтожают на время все живое. Теософская доктрина в подтверждение этому всему учит о цикличности развития всей вселенной. Старое разрушается, чтоб уступить место новому, однако новое всегда является носителем пережитков и достижений старого - подобно тому, как в корабле, блуждающему по водам всемирного потопа, содержится семя будущей жизни. Уходят под воду материки, чтоб дать место новым, гибнут цивилизации, чтоб родились другие.
Нашими предшественниками, согласно теософской доктрине и многим сохранившимся преданиям, является материк Атлантида, духовное наследие которой сейчас рассеяно крупицами по всему миру. Тайная Доктрина учит так же о том, что в своем развитии человечество проходит несколько стадий.
В незапамятные времена человечество было андрогинным, о чем повествуют так же древнегреческие мифы. В какое момент произошло разделение на полы, что и является , по сути, "грехопадением", под разными обличьями описанным в религиях мира. Елена Блаватская приводит несколько символов, описывающих эволюцию сознания. Самый первый символ - это окружность, символизирующая Абсолют, единое поле, из флюктуаций которого рождается наш мир, как теперь считают физики. Далее, в центре круга появляется точка - в едином поле начинается первая дифференциация, пробуждение божественного сознания, однако окончательного разделения еще не произошло (рис. 1). Затем круг пересекается горизонтальным диаметром (рис. 2). Горизонтальная линия символизирует женское начало. Период, когда еще не существовало полового размножения, все живое воспроизводилось методом деления или почкования.Затем появляться половинка вертикального диаметра - что говорит об обретении андрогинных качеств (рис. 3).
Мы не имеем возможности сейчас подробно углубиться в тайное учение, и потому данные теории могут показаться несколько загадочными непосвященному читателю. Для разъяснения лучше обратиться к самой Тайной Доктрине. Мы же в доказательство приведем тот факт, что все вышесказанное верно хотя бы касательно стадий развития человеческого зародыша. Ведь сперва человеческий зародыш представляет из себя простейшее бесполое земноводное существо, затем, будучи уже маленьким подобием человека, обретает качества андрогинности. А во Вселенной, как известно, малые циклы повторяют большие, так что, данные этапы развития могла в свое время повторить и человеческая монада. И наконец, вертикальный диаметр полностью пересекает горизонтальный, получается крест (рис. 4).
На каком - то этапе развития в человеческом плоде начинают преобладать те или иные половые гормоны, способствующие развитию тех или иных половых признаков. Разделение на полы является крестом, ибо породило страсть, неудовлетворенность - и страдания. И одновременно это было необходимо для развитья сознания. Коме того, крест вписанный в круг, является очень многогранным символом, описывающим устройство нашего мира - это единство и борьба двух начал, двух противоположностей, устремленных вперед в круговороте вечного движения ( сравни с символом свастики, или древнекитайским ин и Ян).
Однако, следующая стадия в метаморфозах этого символа - это освобождение от окружности. Крест вписанный в круг представляет из себя чистый пантеизм, как пишет Блаватская в предисловии к "Тайной Доктрине", а Крест без круга это окончательная потеря связи с первоисточником и погружение в материю. Таким образом, "Thet" превращается в "Таu". Это и есть наш нынешний эволюционный этап, и знаком, указывающим эту стадию развития, заканчивается финикийский алфавит, точно так же, как крестом или свастикой заканчивался древнеармянский алфавит.
Можно сделать вывод, что алфавит описывает очень древнюю историю человечества, записанную у нас в подсознательной памяти и запечатленную в античных мифах и преданиях. Разделение на полы, как утверждается в "Тайной Доктрине" произошло в предыдущей расе (этапе). Затем, согласно циклическому закону смерти и возрождения, последовало уничтожение этой расы - потоп.
Следует заметить, что во всех алфавитах буквы "M" и "N" следуют друг за другом (в армянском между ими стоит краткое E, которое во многих словах вообще являлось немым). Иероглиф N (сравни финикийское "nun" и армянское "N" (рис. 5)) трактуют как семя или рыба, и впрочем, оба значения соответствуют смыслу - Рыба так же символизирует в оккультизме зародыш новой жизни и возрождение.
Итак, разделение на полы произошло, но связь с первоисточником пока не утеряна (thet), затем следует уничтожение или потоп (13-aя карта Tapo - смерть), после - возрождение ("М" и "N"). Следующая за ними буква "О" - окружность - может означать начало нового цикла, чистый лист. "Resh" - голова человека - может означать начинающееся развитие интеллекта и самосознания (качества, необходимые для того, чтоб контролировать и править - ибо "Resh", как мы уже узнали, означает глава или правитель).
Следующий иероглиф - "шин" - изображает зубы змеи. В санскрите шипящие звуки - cа, ша, и ща - соответствуют вибрациям самой первой чакры, в которой свернувшись дремлет змей кундалини. Чакра эта отвечает за самые примитивные инстинкты и физическое влечение. Таким образом, буква "шин" по значению вполне гармонирует с последним иероглифом - крестом "Таю".
Можно, конечно, поговорить и об изменениях, которым подвергся финикийский алфавит. Например, греки немного изменили порядок букв , и завершили алфавит гласной - Омегой. Христианские гностики придавали особое значение семи гласным греческого алфавита, которые сами по себе символизировали семь этапов эволюции сознания. Завершение цикла обозначала гласная Омега.
Еще одна буква добавленная греками к древнесемитскому алфавиту - Пси. Буква Пси имеет форму трезубца, который стал символом планеты Нептун. По легенде, трезубец обладал необычной силой и при его помощи Посейдон мог расколоть Землю. Шива так же обладал трезубцем (тришулой) при помощи которого подчинял себе различные силы во Вселенной. Если море, по мнению последователей юнгианской школы, являлось символом подсознания, то атрибуты Нептуна указывают на силы, таящиеся в подсознании (психические силы). Возможно, не случайно, что этой буквы в греческом начиналось слово "душа". И наконец, за буквой пси следует Омега (мега от слова "megalos" - большой, в то время как о-микрон означает "о маленькое") .
Согласно учению гностиков, "О" большое" является седьмой гласной, символизирующей последний этап на пути. Это и есть завершение цикла, описанного в 22-х древних знаках - обретение утерянной целостности и возврат к первоисточнику, который следует, однако, после окончательного познания своих истинных возможностей, символизируемых буквой "пси".
Литература:
H.P. Blavatsky: " The Secret Doctrine" volume 1 , volume 2. Published by :The Theosophical publishing company, Ltd.
Encyclopedia of wold mythology, Published by : Barnes &Nobles,Inc.