Библиотека -> Сны и сновидения -> Сновидения: толкование или раскрытие?


Сновидения: толкование или раскрытие?

Источник: ezo.sestrenka.ru

Толкованию сновидений всегда, во все века и у всех народов, уделялось повышенное внимание. Всем известно, как трепетно относились к своим снам цари и правители, советовавшиеся с оракулами и придворными толкователями снов. Особое значение снам как предсказанию будущего предавали жрецы и шаманы. Божественные откровения пророками и праведниками большинства религий также были получены во сне. Но и простые люди не оставались в стороне - среди крестьян широко были распространены различные народные толкования элементов сновидений. Эти толкования составляли неотъемлемую часть фольклора, передаваясь из поколения в поколение, и стали основой многочисленных сонников, буквально наводнивших книжные лавки в XVII-XIX веках. Интерес к этим сонникам не иссякает и сейчас - достаточно заглянуть в любой книжный магазин, и мы непременно найдем десяток-другой различных сонников и пособий по толкованию сновидений на любой вкус.

Этот интерес вполне объясним. Сны видят практически все. Смешные и страшные, необычные и волнующие, стройные и обрывочные - они, как правило, будоражат наше воображение и зачастую остаются загадочными и непонятными. Достаточно большому количеству снов мы чаще всего не придаем никакого значения. Это сны, в которых происходят обычные, будничные события. Как правило, эти сны быстро забываются. Но если нам снится какой-нибудь кошмарный сон, сон, выходящий за рамки обыденности, сон, в котором взаимоотношения с близкими людьми выглядят не так, как мы их воспринимаем в жизни, а также необычно эмоциональный сон, под впечатлением которого мы остаемся еще долго после пробуждения, - такие сновидения мы стремимся объяснить и бросаемся к сонникам или ищем в своем окружении человека, который зарекомендовал себя как толкователь снов.

Стоп! Вот тут-то и кроется основная ошибка. Обращаясь к сонникам и толкователям, мы получаем краткое, но чаще всего почти не имеющее отношения к нам толкование. Объясню почему. Листая сонник, мы ищем толкование того образа из сна, который нам представляется наиболее непонятным, упуская из виду, что этот образ (предмет, животное, действие) появился во сне не сам по себе, а был органично вплетен в действие всего сна. Это аналогично тому, если бы мы определяли найденное нами неизвестное растение или животное по атласу, ориентируясь только на один его признак. Ну, скажем, по наличию полосатой окраски: нам бы подошел и тигр, и пчела, и зебра - широкий выбор, не правда ли? То же самое и с образами сновидений. Уязвимость сонников - в их универсальности, в том, что их трактовки призваны подойти любому человеку, любому сновидению вне зависимости от таких факторов, как национальность, возраст, жизненный опыт сновидца, не говоря уже об особенностях его психики. В этой универсальности сонники схожи с еженедельными газетными гороскопами, прогнозирующими будущее сразу двенадцатой части населения мира!

Любопытна и другая деталь: большинство народных трактовок сновидений нацелены на прогнозирование будущего сновидца, указывают на те или иные события, которые они предвещают, что сводит эти трактовки к разряду примет (что к чему снится), тогда как современный психоанализ склонен трактовать сновидения как отражение переживания человеком прошлого опыта. Сонники рассматривают сновидения как заведомо вещие, то есть, имеющие перспективный характер, психоанализ отрицает их вещий характер, считая их ретроспективными.

На первый взгляд, такое расхождение между наукой и народным сознанием выглядит парадоксальным, однако, если не рассматривать сновидение отдельно от человека, который его увидел (чем, как мы заметили, грешат сонники), то все становится на свои места. В самом деле, послеживая причинно-следственную связь между событиями, происходящими с человеком, мы придем к выводу, что вещих снов в обычном понимании этого слова не существует.

Приведу небольшой пример. Девушке снится, что ее близкий человек ехал на большой скорости в автомобиле и попал в аварию. Проходит некоторое время, и этот человек действительно попадает в автокатастрофу. Был ли этот сон вещим, пророческим? Мы готовы утвердительно ответить: в самом деле, девушка увидела будущую катастрофу. Но если мы пообщаемся с этой девушкой, мы узнаем, что она до этого сна часто волновалась за любимого человека, который превышал скорость и ездил весьма неаккуратно, а возможно, и не очень следил за техническим состоянием автомобиля. Рано или поздно его неаккуратность должна была привести к подобному результату, поэтому ничего мистического и сверхъестественного в этом сне мы не обнаружим. Вещим его можно считать только в том отношении, что он являлся предвидением случившейся ситуации, но это предвидение основано не на мистическом озарении, а на логическом просчете возможного риска, совершенном сознанием (или чаще подсознанием) сновидца.

В течение дня нам поступает большой объем информации, часть из которой мы воспринимаем сознательно, а часть - бессознательно. Эти сигналы беспорядочно складываются в кратковременной памяти, и именно во сне подсознание перерабатывает всю поступившую информацию, сортируя ее на полезную, которую отправляет в долговременную память, и бесполезную, от которой безжалостно избавляется. Наиболее важная, по мнению подсознания, информация зашифровывается и в виде сновидений преподносится сознанию. Так, возвращаясь к нашему примеру с девушкой, возможно, днем ее подсознание заметило какую-то неполадку в автомобиле, но сознание девушки было занято другими впечатлениями и пропустило эту деталь. Ночью подсознание переработало полученный сигнал и воплотило его в сновидении в виде катастрофы.

Подобную способность чувствовать будущие события на основе неявных сигналов из окружающего мира, воспринимаемых подсознанием, мы называем интуицией, зачастую противопоставляя ее логике как нечто необъяснимое, непонятное, сверхъестественное. Однако если мы присмотримся к этому явлению повнимательнее, то мы увидим, что основано оно на логике; пожалуй, интуиция ("логика подсознания") даже еще логичнее, чем наша "сознательная" логика.

Подсознание перерабатывает огромное количество сигналов из внешнего мира, безошибочно определяя степень их значимости, сравнивает, анализирует, выявляет закономерности и выдает конечное решение в виде интуитивного чувствования. Сознание, оперируя логикой, часто упускает из вида значимое, большее значение придает незначимому, порой отвлекается на чувства и эмоции и потому частенько ошибается. Взаимодействие сознания и подсознания можно сравнить с диалогом доктора Ватсона с Шерлоком Холмсом: подсознание выдает готовое резюме, не объясняя, какие при этом были проделаны операции и задействованы механизмы. Разумеется, сознанию, как Ватсону, приходится удивляться прозорливости и проницательности своего друга.

Все это необходимо учитывать, когда мы рассматриваем сновидения. Поиск смысла сновидения можно вести по двум направлениям: толкование и раскрытие. Толкование основано на выявлении архетипов коллективного бессознательного и подгонке их смысла под сюжет конкретного сновидения, не принимая во внимание личность сновидца. Это путь всевозможных сонников. Отчасти он имеет, безусловно, свой смысл, сонники не пользовались бы такой популярностью, если бы люди не находили в них что-то близкое и похожее на свой сон. Так, например, вполне понятна трактовка: копание картошки, копание земли - к похоронам. Очевидно, что земля ассоциируется со смертью у достаточно большого количества людей на уровне подсознания, и этот образ логичен. Это устойчивый архетип коллективного бессознательного, и обращение к таким архетипам имеет смысл при трактовке сновидений. Добавлю, что значительная часть этих архетипов нашла свое отражение в фольклоре, в различных ритуалах и обрядах, приметах и поверьях разных народов. Так, без преувеличения можно сказать, что весь русский фольклор и значительная часть литературы основаны на символах: "море - горе", "вода - беда", "лошадь - ложь" (по созвучию), "земля - похороны", "тараканы, блохи - богатство", "мех, шероховатость - материальное благополучие", "собака - друг" и т.д.

Но нельзя упускать из виду и тот момент, что образы в сновидении могут иметь и свою, личностную трактовку, зависящую от особенностей восприятия, опыта, возраста, характера сновидца. То, что для крестьянина XVIII-XIX века символизировало одно, для горожанина XXI столетия, как правило, имеет совершенно другое значение. Поэтому толкование сновидения как способ выявления его смысла мне представляется занятием малополезным с практической точки зрения и пригодным разве что для развлечения.

Более продуктивным, на мой взгляд, можно считать раскрытие сновидений. Раскрытие основано не столько на анализе самого сновидения, сколько на психоанализе сновидца. Можно попытаться подружиться со своим подсознанием и научиться самому раскрывать свои сновидения, но это тема отдельного разговора.