В марте 1993 года спелеологическая экспедиция обследовала Тунгушскую пещеру, располагающуюся на юге Горного Алтая. Эта пещера пользовалась недоброй славой среди спелеологов. И дело было не только в узких лазах, сменявшихся большими гротами и внезапно возникавшими прямо перед ногами, — в Тунгушской пещере было «три дна». Согласно местным, поверьям, на самом ее нижнем этаже находились «врата в царство мертвых». Именно здесь приносили в жертву богам животных и даже людей.
Спелеологи начали работу в Тунгушской пещере глубокой ночью. Сначала группа вышла на верхний уровеш подземной полости, затем по узкому и скользкому лазу спустилась на второе дно. Добравшись до крутого хода, ведущего па третий уровень, спелеологи решили отдохнуть и отправились к видневшемуся впереди гроту. Но одна девушка решила самостоятельно пробраться на нижний уровень. По капроновой веревке она медленно съехала по наклонному полу и оказалась в небольшой пещере. В шаге от нее в свете фонаря была видна огромная трещина, из которой доносились звуки падающей воды.
Вдруг перед глазами девушки забегали странные серебристые блики и бесформенные черные тени, ее охватил необъяснимый страх. Нога соскользнула с каменного уступа, и она полетела в трещину...
Очнулась девушка в большом гроте, где... спелеологи делали перекус. А дело было так. Инструктор сразу же заметил ее исчезновение. Вернувшись к отверстию, ведущему на третье дно, он увидел закрепленную веревку и сразу же понял, куда исчез непослушный спелеолог. Извлечь девушку из неглубокой щели труда не составляло.
Когда девушка пришла в себя, она увидела, что сидит в знакомом ей гроте среди своих товарищей. Рядом с ними расположились двое улыбавшихся ребят, одетых по спелеологической «моде» 60-х годов прошлого столетия. Но девушка не удивилась — она решила, что это участники другой экспедиции, также спустившиеся в Тунгушскую пещеру, и вежливо поздоровалась. Все посмотрели на нее недоуменно, но девица не обратила на это внимания.
Утром группа вышла из пещеры, а днем героиня вчерашнего дня уже сидела в районной поликлинике, где ее внимательно осмотрел врач. По его словам, несмотря на падение в трещину, она практически не пострадала — только за ухом и на темени были две небольшие ссадины.
Проблемы начались только дома, в Барнауле. Девушка начала видеть будущее. Так, приехав к своему дяде в деревню, она столкнулась с выходившей из калитки пожилой женщиной, одетой, несмотря на мороз, только в черное платье. Когда она справилась у тети о странно одетой гостье, та побледнела. Именно так была одета ее свекровь, похороненная восемнадцать лет назад. «За сыном приходила!» — всплеснула руками тетя и бросилась в соседнюю комнату. На полу рядом с кроватью лежал ее муж. Он был уже мертв...
Прошло немного времени, и девушка поняла, что она часто видит то, чего не замечают окружающие. На работе она увидела рядом с кульманом мужчину, который вдруг исчез в стене. В гостях у подруги, въехавшей в квартиру, доставшуюся ей после смерти деда-алкоголика, она увидела сидящего на диване незнакомого, беззвучно бормочущего и размахивающего жилистыми руками старика. Незадолго до внезапной смерти ее отца в квартире с пугающей периодичностью стала появляться женская фигура, которая неотступно следовала за цветущим и крепким мужчиной. Через неделю ее отец скончался от обширного инфаркта. Сильным потрясением для девушки стало посещение кладбища в родительский день. Когда она уже шла домой, то оглянулась: рядом с могилами сидели и стояли серые фигуры, смотревшие вослед своим уходящим живым родственникам.
Несколько раз девушка ходила к врачам, но они только разводили руками: с точки зрения медицины она была здорова. Экстрасенсы тоже не помогли. Но однажды девушка встретилась со спелеологом, упавшим, как и она сама в свое время, на таинственное «третье дно» Тунгушской пещеры. Оказалось, что тот тоже видит много чего странного, только никому о том не рассказывает. Он-то и посоветовал обратиться к алтайским шаманам, предки которых когда-то священнодействовали в Тунгушской пещере.
И вот старик-шаман рассказал девушке, что она подверглась нападению изголодавшихся за долгие годы невнимания к себе божеств пещеры. Если бы ее друзья вовремя не вытащили ее с «третьего дна», где когда-то совершались жертвоприношения, она бы просто погибла и перешла в мир мертвых. А так в ней только «приоткрылась дверь» в иное измерение, но закрыть ее не сможет ни один человек, и теперь она обречена видеть мир мертвых до конца своих дней...